Ну привет. Хочу затронуть тему микрофонов и записи голоса для видео. Для качественной записи нужна студия подумал я… Так вот. Оборудование для студии доступно и существует невероятный ассортимент устройств и прочих плюшек, которые помогут получить какие-то приемлемые результаты записи даже новичку с минимальным опытом.

Максимальная эффективность при минимальных затратах, пожалуй это самый логичный и разумный подход при достижении этой цели. Но это слишком сложно и дорого для нормального человека))

Поэтому я хочу поделиться идеей по поводу оборудования, если ты не ищешь легких путей.

Если по пунктам не углубляясь, для домашней студийной записи потребуются:

Компьютер

Софт

Звуковая карта

Акустика (Мониторы, наушники)

Микрофон

Звукоизоляция помещения

А так же стойки, поп фильтр и тп.

….. значит… попробуем просто вставить микрофон в компьютер и посмотреть, что из этого получится

Но микрофон не простой, а об этом далее. А сначала пара слов о микрофонах

Микрофоны по принципу действия бывают разные, как вы догадались. Но в большинстве своем запись блога ведется на конденсаторные или на их подвид электретные. Хотя также популярны динамические. Все микрофоны имеют как свои преимущества, так и недостатки.

Поговорим про электретные, они самые дешевые, имеют компактные размеры и неплохую чувствительность. И новички выбирают их как раз за низкую стоимость. Они используются в петличных микрофонах и в принципе, для блога этого может быть и хватит. Но никто не мешает вам улучшить результаты и обзавестись оборудованием более высокого класса. Стационарным конденсаторным например на стойке с пауком, поп фильтром и хорошим аудиоинтерфейсом и тп, мы уже говорили.

Электретный микрофон изобрели в Японии в начале 20 го века, но как и многие устройства в начале своей жизни он был дорогим удовольствием. С появлением полевых транзисторов пошел в массы, и как водится подешевел..)) Внутри для предварительного усиления и согласования высокого сопротивления электрета с подключаемыми устройствами запечатывают полевой транзистор.


Соответственно транзисторный каскад требует питания, поэтому на электретный капсюль подается небольшое напряжение. Единицы вольт. В отличие от конденсаторного, для которого фантомное питание составляет 48 вольт. Соответственно для такого микрофона нужен отдельный источник питания. Эту функцию умеют выполнять аудиоинтерфейсы с микрофонными входами типа XLR.


Что же касается электретного микрофона, когда мы подключаем его к компьютеру, в микрофонный вход, по тем же проводам, по которым подается звук в аудиокарту компа, к выходу электретного капсюля прикладывается напряжение, равное на современных компьютерах 2,5 вольта. Это для меня было новостью, я проверил так и есть.

Но недорогая петличка, подключенная к компьютеру будет звучать не очень. Все дело в помехах, которые наводятся на кабеле и попадают на запись (..и еще кое в чем..). Помехи эти представляют собой разнообразное шипение, а также гул от электроосветительной сети. С хорошим кабелем удастся снизить посторонний фон на записи, но не так, как хотелось бы. Да, посторонний шум можно убрать программно, но этот способ неизбежно привнесет в звучание голоса искажения.

В общем правильным средством решения проблемы является подключение к микрофону предварительного усилителя. С таким расчетом, что бы длина экранированного кабеля между микрофоном и предусилителем была минимальной. Таким образом получится повысить уровень записываемого сигнала еще до того момента, как он нахватает посторонних шумов и в таком соотношении после обработки получится гораздо меньше искажений. Да и в трансляции без обработки озвучка звучит намного лучше.

Усилитель можно купить или собрать самому. Естественно выбираем второй путь.

На бескрайних просторах интернета можно не только найти то, что ищешь, но и окончательно запутаться, и сформировать в своей голове совершенно неправильное представление о предварительном усилителе для электретного микрофона. Я долго искал и нашел жемчужину и сейчас расскажу, что получилось.

Моя первая петличка — Genius. Не помню модель, это что-то самое дешевое, купленное в популярном магазине. Есть у меня еще интересная петличка, купленная на алиэкспрессе. И наверное это одна из лучших петличек за такую стоимость. Если не хочется сложностей, можно остановиться на этом. В конце сравним, что могут все три и сделаем вывод. Микрофоны можно послушать в конце видео, ссылка на видео внизу.

Собственно сердцем устройства, которое у меня получилось является предварительный усилитель Николая Сухова. Мое почтение за эту разработку. Подробный процесс создания этого усилителя описан в его статье на сайте ixbt.com. Кого не пугает много незнакомых слов, можете ознакомиться. И упрощенная информация есть в видеоролике.

Для схемы одна из деталей добывается не слишком просто, но если хочется, то для тебя нет преград, ты найдешь.

Усилитель обладает отличными, прямо крутыми характеристиками, имеет компактные размеры, он прям мелкий и главное не требует дополнительного питания, рассчитан на работу от звуковой карты.


В схеме используется два транзистора кремниевый npn структуры BC547A и германиевый pnp структуры ГТ310Б. Для обеспечения питания полевика капсюля применен T-образный фильтр нижних частот на элементах R2C2R1, конденсатор тут нужен чтобы входной (q2), то есть кремниевый bc547a не оказался охвачен отрицательной обратной связью и не растерял все свои усилительные свойства. Включение выходного транзиcтора гт310б (q1), являющегося активной назрузкой для первого кремниевого (q2) по схеме с общим коллектором позволяет снизить нелинейные искажения. Элементы схемы подобраны таким образом, что бы обеспечить оптимальные режимы работы каскадов усиления, с лучшими выходными характеристиками и оптимальным потреблением тока от звуковой карты.

Собираем. К делу я подошел со стороны ..

Ну вообщем сначала я заказал петличку на пробу, думал она классная, но оказалось наоборот, я попробовал заменить кабель , но перегрел капсюль и сломал. Потом захотел уместить все детали усилителя в корпус этой самой петлички, как раз к этому моменту уже были в наличии все детали и подъехали два капсюля с алиэкспресс. Это китайская копия измерительного микрофона фирмы Panasonic модели WM-61A, то есть там еще и ачх крутая. Надо было купить подороже, но я купил подешевле с таким же названием. Звучит прилично. Так вот. Капсюли мелкие, запчасти компактные и я реально подумал, что смогу уместить схему в этом мизерном корпусе. Но после нескольких попыток я оставил этот замысел в покое, т.к. ножка у транзистора постоянно обламывалась, получалось не эстетично и вообще..

Подумав немного я приобрел в магазине готовый настольный микрофон для последующей переделки.

Решено размещать устройство в ножке в виде печатной платы. Продумываем компоновку платы. Изготавливаем чертилку из полотна ножовки по металлу и кромсаем текстолит. Сверлим, отпиливаем лишнее. Подчищаем отверстия от медных заусенцев, шкурим наждачкой и паяем. Получилось вроде бы неплохо. Подпаиваем провода и проверяем. Чудо свершилось.

Дальше работа с корпусом.

У каждого может получиться своя конструкция. Скажу лишь, что надо не забыть хорошо экранировать усилитель. Для этого он помещается в металлический корпус или же заматывается фольгой, которую обязательно соединяем с отрицательной шиной.

Что получилось у меня, видно на этих фото.

Для работы я использовал клей «космофен», пищевую соду в качестве отвердителя, термоусадку, хомуты и так далее, все что было под рукой. Тут полная свобода творчества.











Теперь проверки. Я не знаю АЧХ своего микрофона. Если бы был измерительный в наличии, то можно было бы худо бедно скорректировать эквалайзером. Ачх приводится автором из схемного симулятора Micro-Cap и вот собственно … как она выглядит.


Сверим параметр динамического диапазона с расчетным при помощи приложения Adobe Audition, как это делает автор. И убедимся, что перевалили за 62 дб. Это успех. Я еще раз выражаю автору схемы уважение. А вас, прошу оставить комментарий, что думаете о таком решении. И спасибо за прочтение. Желаю удачи.

Подробнее в видео.