Ну привет.

Это рубрика слабоумие и отвага, когда я лезу в тему, не являясь в ней специалистом, но я не могу не поделиться своими эмоциями, и не побомбить по представившемуся случаю. Потому что вопрос действительно сложен и вокруг него много недосказанностей, туманностей и мне самому пришлось столкнуться с решением этой задачки, да, прямо пришлось и я объясню почему.

А забегая вперед скажу, что на встроенный в материнскую плату звук не вернусь, или не вернусь не сравнив. А в этом и была проблема, я искал инфу, где бы сравнивали встроенный звук и внешние платы. Внешка тоже вся разная. А мы всегда ищем где бы «налюбить» систему, то есть минимальными затратами прийти к какому-то приемлемому результату. И я искал сравнение своего чипа VIA VT2021 на материнке Gidabyte GA-970A-UD3 c хоть какими-нибудь недорогими решениями.


Но увы в интернете по этому вопросу мусора в избытке, а полезной инфы «кот наплакал». Кроме того, квалифицированные диванные эксперты выдают максимально полярные точки зрения, короче никто ничего не подсказал, пойдем значит своей головой по этому пути.

Я в блоге на ютюб записываю голос и мне понадобится нормальная техника для записи, микро, хорошая звуковая карта, или как вариант внешний предусилок, компрессор и АЦП ну и интерфейс подключения к пк. Но это дорого и не проверив свою встройку на нормальном микрофоне не стоит сразу раскошеливаться на вышеперечисленную технику. Встройка, несомненно, будет проверена, а пока вернемся к выводу звука.

Почему бы мне вдруг пришлось решать с выводом звука? История была такая. Был у меня когда-то в школьные годы кассетник, примерно такой.


В тоже время ко мне в руки попадает Магниторадио́ла «Романтика 106», это вот такой ящик.


Ящик этот умел воспроизводить аудио бобины, пластинки, ловить радио, но моему пытливому уму был более всего интересен ламповый усилитель, смонтированный на алюминиевом шасси вместе с остальной схемотехникой.


Я перерезал шасси ножовкой по металлу, нашел точки подключения к регуляторам громкости и подпаял туда свои разъемы. Потом отрезал нижнюю коробку с динамиками и засунул внутрь сам усилок.


У меня получилась неплохая такая активная ламповая колонка. Все это стояло у окошка, сверху магнитофон. Потом еще нашел какие-то усилки, предусилки, все приколхозил к системе, даже вешал мелкие динамики за шторами, чтобы расширить звук в пространстве. И до сих пор валяется пакет с кассетами в шкафу и жаль выбрасывать. И это играло, я балдел от этого звука, хотя сейчас понимаю какой это местами бред. А потом пришла … цифра. Ворвались в нашу жизнь компьютеры, компакт диски и сидиромы и что спрашивается мне школьнику делать?

Спасибо большое однокласснику за подгон компьютерного сидюка. Я оперативно побежал в радиомагазин, купил два стабилизатора на 5 и 12 вольт на микросхемах «КРЕН142» в виде конструктора от «МастерКит», намутил подходящие трансформаторы, спаял мосты и добавил туда электролитов посочнее и подключил все это к своей аудио если так можно выразиться системе. И оно запело, причем огого как запело. Сидиром с аудио сиди без подключения к компьютеру мог воспроизводить звук. На нем даже кнопки были «плей/пауза» и «следующий трек». Но это была цифра и я хорошо слышал разницу. И, к сожалению, кассеты начали морально устаревать, а где искать диски было непонятно и пришлось к этой радостной детской болезни как-то перегореть и мои увлечения меня приотпустили. А усилок ламповый подарил. На тот момент я знал все песни Сектора газа, Киша и Арии наизусть.

Приотпустили, но я хорошо помню разницу и цифровой звук никогда не будет звучать как аналоговый. Надеюсь, когда-нибудь дорасту до хорошей аудиосистемы, со звуком, который погрузит меня обратно в то время. Можно сделать вывод, что вопрос в удовольствии, но не все так просто, Если я слышу, почему я должен довольствоваться хреновым звуком, если вижу, то почему должен довольствоваться низким разрешением экрана и так можно сказать про все органы чувств, ведь я не работаю профессионально со звуком, но факт остается фактом, улучшить звук в своем компе можно и нужно.

К сожалению, я этого не знаю, но я так думаю, что не все люди этой планеты услышат разницу между хорошим и плохим звуком. Потому что. Но если ты, проходя мимо Hi-end системы в музыкальном салоне понимаешь, о чем я, то тебе определенно стоит попробовать достать эту вату из ушей, сам знаешь, если не работает какая-то часть тела, то она деградирует. Лично у меня 24/7 играет какая-нибудь музычка когда я недалеко от компьютера. Теперь она играет намного чище и качественнее.

Собственно, не понимая совершенно вообще какие устройства бывают на рынке сначала я начал смотреть на звуковые карты, но почитав подробнее понял, что встроенная часто ловит помехи от компьютера, его нужно заземлять и неизвестно решится ли проблема полностью. И к тому-же это полноценное устройство, повторяющее все функции встройки и даже больше и стоят приличные экземпляры не мало. Это же касается и внешней звуковой карты, тут все тоже самое, только без помех и ценник еще выше. Примеры устройств: ASUS Xonar Essence STX II 7.1, Creative Sound Blaster X7.


Это всего два крутых устройства. Их намного больше и, в меньшем ценовом диапазоне тоже есть хорошие устройства, но не стоит забывать, что все мы жертвы маркетинга, а меня в этой ситуации волновало именно докопаться до сути, мне нужен был цап и предусилок и я понимал, что переплата здесь колосальная. И не верьте никогда, если вам говорят, что карта играет лучше встройки. Не правильно это! Пока не сравнишь не поймешь и когда сравнишь, каждый все равно сделает свой вывод. Потому что. А встроенный звук если что так-то тоже развивается и становится лучше. Из года в год.

Дальше, копаясь в ассортименте внешних звуковых карт, это которые без помех, я наткнулся на новое слово для себя: «аудиоинтерфейс».


Оказывается, это отдельная огромнейшая линейка устройств, которые разрабатываются для студийной работы. Это устройство несомненно стоит попробовать, но цена этому тоже велика. В аудиоинтерфейсах для студий есть микрофонные входы, входы для midi устройств, линейные выходы, встроенные предусилители и тп. Причем устройства подобного класса старших моделей растут в ширину, то есть по количеству выходов и входов. Без проблем можно подключить электруху, конденсаторный микрофон, слушать себя в наушниках, записываться на проф. софт и слушать потом результат на студийных мониторах. Все это станет доступно, НО как я не искал я не нашел вразумительных отзывов по устройствам вывода звука этих аудиоинтерфейсов. Обычно упоминается, что есть цап, а какой он, какая там обвязка, фильтры и главное впечатления от прослушивания в деталях, это опять же на втором плане. Сомнения так же подкреплялись тем фактом, что студийное оборудование призвано получить максимально честный звук, а студийные мониторы, это совсем не домашняя акустика. Потому что...

Примеры устройств: Behringer UMC22, M-AUDIO M-TRACK 2×2, AUDIENT ID4, FOCUSRITE SCARLETT SOLO 3 RD GEN, STEINBERG UR12.

Ну и собственно я разочаровался и пошел на алиэкспресс. И тут мне прямо с ходу начинают советовать DAC PCM5102 с конвертером XMOS.


Это было для меня что-то совершенно новое и я прошел бы мимо, если бы не обратил внимание на комментарии и на его популярность, пока изучал цены. Вот ссылки на подборку:

https://aliexpress.ru/af/xmos-pcm5102.html?d=y&origin=n&SearchText=xmos+pcm5102&catId=0&initiative_id=SB_20200301020305

https://www.ebay.com/sch/i.html?_from=R40&_trksid=m570.l1313&_nkw=xmos+pcm5102&_sacat=0

Устройство продается как в корпусе, так и в виде одной только платы. Дальше начал копать в этом направлении. Устройство представляет из себя «два в одном», это и ЦАП и конвертер. Конвертер предназначен для того, чтобы брать аудиопоток из usb разъема компьютера и преобразовывать его в подходящий нашему ЦАПу. Разбираясь с железякой, находил кучу вариантов исполнения и сложности устройств, а также обратил внимание на то, что PCM5102 все-таки не лучший вариант ЦАПа на рынке и есть вариант гораздо поинтересней, это микросхемка AK4490 от японской компании Asahi Kasei Microdevices.


Вот цитата из datasheet по микрухе: “32-битный 2-канальный Премиум цап нового поколения. Новейшие технологии и достижения лидера индустрии использованы, чтобы достичь минимальных искажений и максимального динамического диапазона. В цап встроен новый емкостной фильтр “OSR Doubler”, который имеет лучшие параметры. Кроме того в ЦАП заложены еще 5 разных 32-битных цифровых фильтров.”

На базе микросхемы AK4490 можно встретить совершенно разнообразные устройства, от самых портативных usb устройств для мобильных телефонов и планшетов с минимальной обвязкой, до высококлассных с заоблачными ценниками, например CD проигрыватель «CARY AUDIO DMC-600 SE Black». Хотя это вопрос относительный.

В итоге покопавшись еще совсем капельку. Выбор пал на готовое устройство. Здесь используется тот-же XMOS и собственно, сам уважаемый AK4490, у него подключен один из цифровых фильтров. Устройство питается от адаптера на 9-12В, 1А (был в комплекте). На борту есть предусилитель на микре NE5532. Поговаривают, что это далеко не лучший вариант ОУ, хотя он тоже очень крут. Намного лучше «Ваших встроек». Это не мои слова, просто усилок реально громкий и звучит прозрачно, качественно. И на плате предусмотрена возможность замены усилителя без пайки на другую модель!


Я пользуюсь устройством второй день, музыка играет постоянно, оторваться не могу.

Вот ссылка на али:

Подключается через кабель usb/usb-b. Это как на принтере. Кабель покупать обязательно с двумя ферритовыми кольцами, что бы «цык-цык» не проникали в акустику. Продавец запросил мою электронку после оформления сделки и прислал драйвера.

Кабель RCA. Потому что.

Это межблочный кабель. Включается в линейный выход ЦАПА и в линейный вход усилителя или активной акустики. Здесь тоже большой шанс стать жертвой маркетинга и могу только дать рекомендации НОВИЧКАМ, как я сам. Провод брать самый короткий, на позолоченные контакты не обращать внимания. Не ведитесь на фразы «Бескислородная медь». Задача кабеля быть медным, с нормальным сечением кабеля, коротким и хорошо экранированным. Это все.


Так же обратил внимание на сетевой адаптер. Судя по весу, это бестрансформаторный блок питания. А он или дает помехи, или опасен, когда не имеет гальванической развязки. Вообщем с этим вопросом тоже буду разбираться. Говорят, что с хорошим блоком и играет лучше, но слухи они такие слухи…. Надо проверять.

Хочется еще сказать про акустику, но не скажу. Потому что)

И про сам звук, хотя не умею его описывать, но попробую. Больше всего бросилось в уши…. Детали. Я слышу инструменты. Которые раньше не слышал. Звуки, которые раньше были кашей на встройке легли на свои полочки.

The Prodigy – «Breathe» (flac) – там есть слова в проигрышах. Я раньше не знал.

Marilyn Manson –«Day 3» (lyrics) (flac) — я теперь слышу, что инструменты в разных углах студии (они играют не из колонок!).

Кипелов «Пророк» (vinyl rip) (flac) — на максималках без искажений. Реально звук делаешь громче, а колонки не захлебываются.

Про чистоту и чувствительность не вижу смысла говорить, звук точный, детальный, звуковая сцена стала больше… блин она вообще появилась…. И в целом впечатление, как будто вату из ушей достал.

По компьютеру, изменения коснулись всех звуков.


Естественно один ЦАП не решит вопрос. То, что вы слышите проходит цепочку: исходник — муз проигрыватель — конвертер — ЦАП — межблочник — усилитель с колонками или активная акустика. У каждого эта цепочка может так или иначе отличаться, в разных устройствах есть разные фильтры и устройства обработки, которые вносят свой звуковой окрас. Единственное механическое устройство в этой системе — это акустика и она тоже представляете, вся разная.

В этой статейке оставлено несколько «Потому что», потому что это бездонная тема, в которой кроме музыкальных вкусов и предпочтений у всех нас еще и АЧХ ушей разная и чувствительность и искажения, буквально ВСЕ разное, поэтому пробовать надо на себе и никого не слушать.

В итоге по прибору. И вообще в итоге. Стоит ли он своих денег? Однозначно да. Всем ли нужно такое устройство? Думаю нет. Я советую. Но решать вам. Это все.

Подробнее в видео.